Обстоятельства дела:
П. обратился в суд с заявлением об отмене решения Управления Федеральной миграционной службы по Тульской области (далее УФМС России по Тульской области) об отказе в выдаче разрешения на временное проживание, признании права на временное проживание на территории РФ, возложении обязанности по выдаче данного разрешения.
Решением Центрального районного суда г. Тулы в удовлетворении вышеуказанного заявления отказано.
На решение Центрального районного суда была подана апелляционная жалоба.
Отменяя решение нижестоящего суда, Тульский областной суд указал, что суд первой инстанции сослался на то обстоятельство, что решение УФМС России по Тульской области принято в пределах полномочий и в соответствии с требованиями закона, не нарушает прав заявителя. Однако такой вывод сделан судом без учета имеющих существенное значение для дела обстоятельств, поскольку статьей статье 62 Конституции РФ предусмотрено, что иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ.
Согласно общих принципов права каждый человек при осуществлении своих прав и свобод должен подвергаться только таким ограничениям, какие установлены законом, необходимы для обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других лиц, для охраны государственной (национальной) безопасности, территориальной целостности, публичного (общественного) порядка, предотвращения преступления, защиты здоровья или нравственности населения (добрых нравов), удовлетворения справедливых требований морали и общего благосостояния в демократическом обществе и совместимы с другими правами, признанными нормами международного права.
Конвенция о правах ребенка возлагает на государства - участников обеспечение того, чтобы ребенок не разлучался со своими родителями вопреки их желанию, за исключением случаев, когда компетентные органы в силу судебного решения, принятого на основании закона, определяют, что такое разлучение необходимо в интересах ребенка; в соответствии с этим обязательством заявления детей или их родителей с просьбой о въезде в государство-участник или выезд из него с целью воссоединения семьи должны рассматриваться государствами-участниками позитивным, гуманным и оперативным образом; государства-участники обеспечивают, чтобы представление такой просьбы не приводило к неблагоприятным последствиям для заявителей и членов их семьи.
Статья 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод закрепляет право каждого на уважение его личной и семейной жизни, при этом не допускается вмешательство со стороны публичных властей в осуществление этого права, за исключением случаев, когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья или нравственности или защиты прав и свобод других лиц.
Европейский Суд по правам человека неоднократно отмечал, что лежащая на государствах ответственность за обеспечение публичного порядка обязывает их контролировать въезд в страну и пребывание иностранцев и высылать за пределы страны правонарушителей из их числа, однако подобные решения, поскольку они могут нарушить право на уважение личной и семейной жизни, охраняемое в демократическом обществе статьей 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, должны быть оправданы крайней социальной необходимостью и соответствовать правомерной цели.
Принимая во внимание семейное положение заявителя, а именно то, что члены его семьи - супруга и малолетний ребенок имеют гражданство Российской Федерации и проживают в РФ, оснований для отказа в выдаче ему разрешения на временное проживание в РФ не имелось.
Таким образом, УФМС России по Тульской области при решении вопроса о выдаче П. разрешения на временное проживание в РФ и в дальнейшем суд при рассмотрении его заявления об оспаривании соответствующего решения об отказе в выдаче разрешения должны были оценивать фактические обстоятельства данного дела, исходя из гуманитарных соображений.
Итог рассмотрения: требования удовлетворены в апелляционной инстанции.