Уже скоро появятся новые сервисы для проявления должной осмотрительности (Приказ ФНС России от 27.07.2017 N ММВ-7-14/5822).
Сегодня при проведении проверок налоговые органы часто упрекают налогоплательщиков в том, что они не проверили, обладает ли их контрагент необходимыми материальными и трудовыми ресурсами для выполнения заключенного договора. Однако фактически законная возможность проверки данных обстоятельств у предпринимателей отсутствует.
Проблема недобросовестности контрагентов занимает одно из лидирующих мест в рейтинге аспектов, принимаемых во внимание налоговыми органами при администрировании налогообложения. Как отмечают эксперты, это связано с тем, что в последнее время участились случаи, когда налоговые службы привлекают предпринимателей к ответственности, выявляя у них договоры с так называемыми фирмами-однодневками. Для того, чтобы не столкнуться с претензиями налоговых органов о необоснованности получения налоговой выгоды, налогоплательщикам следует всегда придерживаться определенных правил при выборе контрагента.
Во-первых, необходимо собрать значительный объем информации о контрагенте. Основной способ ее получения – сделать запрос копий документов, подтверждающих правоспособность деятельности компании, у самого партнера. К ним можно отнести и свидетельство о регистрации юрлица, о постановке на учет в налоговом органе, сведения из ЕГРЮЛ и учредительные документы. Согласно результатам опроса, который проходил среди более ста компаний, 97% из них пользуются информацией, полученной непосредственно от контрагентов.
Вместе с тем стоит сказать, что, по мнению налоговой службы, наличие выписки из ЕГРЮЛ в отношении какого-либо контрагента подтверждает только факт его государственной регистрации в установленном порядке и не может автоматически являться достаточным или единственным подтверждением должной осмотрительности и осторожности налогоплательщика при выборе контрагента.
Однако, как показывает судебная практика, при заключении сделки налогоплательщик должен не только затребовать учредительные документы контрагента и убедиться в наличии статуса юридического лица, но и удостовериться в личности лица, действующего от имени данного юридического лица, а также о наличии у него соответствующих полномочий.
Исходя из этого, следующим обязательным действием, направленным на качественную проверку добросовестности партнера, будет организация личных встреч с руководством компании-контрагента до подписания договора. При этом переговоры с партнером также необходимо фиксировать. Так, документами, подтверждающими должную осмотрительность и осторожность налогоплательщика при выборе контрагента, могут являться копии паспортов представителей компании, протоколы встреч, фотографии с партнерами, журнал посещения компании.
Согласно статистике, 33% респондентов собранную информацию о партнере оценивают в дальнейшем в соответствии с утвержденной в компании модели принятия решения о выборе контрагента. Во многих крупных компаниях утверждены регламенты, меморандумы, инструкции и прочие локальные акты, в которых подробно прописаны действия по проверке добросовестности, в том числе перечень необходимых для запроса у контрагентов документов. Так, после сбора документов они оценивают их по собственной бальной системе и принимают для себя решение – можно ли с этим контрагентом вступать в гражданские правоотношения, заключать сделку.
В целях качественной проверки контрагента необходимо осуществление мониторинга финансового состояния контрагента, его репутационных рисков и рынка соответствующих товаров (работ, услуг) не только при заключении договора, но и на протяжении его срока действия.
Еще в июле 2017 г. бизнес ждал запуска налоговым органом сервиса по проверке контрагентов. Но ведомство перенесло старт его работы на 1 июня 2018 г.
С 1 июня 2018 г. на сайте налоговой службы должны появиться дополнительные данные о компаниях. Среди них информация:
- о недоимке и задолженности по пеням и штрафам;
- налоговых правонарушениях и ответственности за них;
- специальных налоговых режимах;
- участии в консолидированной группе налогоплательщиков;
- среднесписочной численности работников, уплаченных налогах и сборах, доходах и расходах компании по бухотчетности.
Начало работы данного сервиса может иметь два последствия. С одной стороны, бизнесу будет проще проверять своих контрагентов — это положительно скажется не только на отношениях с налоговой, но и на снижении риска неисполнения обязательств по договору второй стороной. С другой стороны, открытие сведений о численности персонала и размерах уплачиваемых налогов может сыграть дурную шутку с малым бизнесом. С такими предприятиями, часто состоящими из одного-двух человек, серьезный бизнес просто не захочет работать, опасаясь обвинений в том, что они не проверили наличие у контрагента необходимых материальных и трудовых ресурсов.