г. Москва, ул. Гиляровского,
д. 4, стр. 5, офис 419
+7 (499) 394-38-99
Режим работы:
Пн-пт с 9.00 - 18.00 в субботу по предварительной записи
settings_phone Обратный звонок

С надеждой на будущее.

28.03.2024 Просмотров: 1141 Комментариев: 0

 

Уже в следующем году Правительство должно утвердить концепцию регулирования национального юррынка. Что не устраивает в этом проекте российских юристов? Почему международные юрфирмы опасаются, что им придется уйти из России? Хватит ли адвокатов на всех жителей нашей страны после введения монополии? Попробуем разобраться в сложившейся к концу года ситуации.

 

Новый проект концепции регулирования российского юррынка Минюст представил в октябре этого года. В обновленном документе говорится о постепенном переходе к «адвокатской монополии», что должно окончательно состояться к 1 января 2023 года. На первом этапе планируется разработать при участии ФПА предложения, которые повысят эффективность адвокатской деятельности: дальнейшее развитие института адвокатского запроса, защиты адвокатской тайны, упрощение процедур подтверждения работы адвокатов по назначению. Параллельно будет готовиться нормативная база, регулирующая российский юррынок в новом формате. В частности, юридические услуги по вопросам российского права разрешат оказывать только национальным адвокатским образованиям, которые ни напрямую, ни косвенно не должны быть подконтрольны иностранным лицам.

В общем основные задачи следующие:

 

● повышение уровня правовой защиты получателей юридических услуг;

● совершенствование института адвокатуры, устранение ограничений, затрудняющих организацию эффективной адвокатской деятельности;

● создание условий для недопущения низкоквалифицированных юристов к профессии;

● создание системы профессиональной правовой помощи, отвечающей общепризнанным международным стандартам, и формирование условий для интеграции институциональной среды адвокатуры в мировое правовое пространство.

 

Далее планируется утвердить процедуру упрощенного получения адвокатского статуса. Один из предлагаемых инструментов – онлайн-тестирование на знание законодательства об адвокатуре и профессиональной этике. Минюст ожидает, что механизм такой проверки составит и организует ФПА. Завершающий этап запланирован на 2020-2022 годы. В этот период ФПА и Минюст проведут мониторинг тех результатов, которые удалось достичь за время реформы. Если в ходе исследования выяснится, что к 1 января 2023 года численность адвокатов не обеспечивает потребности граждан и организаций в получении квалифицированной юридической помощи или есть иные проблемные моменты, то срок реализации третьего этапа концепции могут увеличить.

 

Юристы в целом положительно оценили опубликованный документ, однако усомнились в том, что предлагаемые изменения кардинально повлияют на состояние российского рынка юридических услуг. Один из несомненных плюсов в том, что у адвоката появляется возможность работать по трудовому договору с адвокатским образованием. Сблизит закон с практикой и появление коммерческих форм адвокатских образований. Весьма высоко можно оценить и либеральный подход для входа в адвокатуру практикующих юристов без статуса профессионального защитника. Вместе с тем, некоторые эксперты негативно отнеслись к идее ограничить участие иностранного капитала в юрфирмах, так как это ограничение не будет способствовать конкуренции на рынке.

 

В принципе, если смотреть непредвзято, целью Концепции является не введение монополии, а системная работа по объединению юристов в независимую самоуправляемую организацию, способную обеспечить соблюдение стандартов оказания юридической помощи. Причем не принудительное, а путем создания стимулов и привлекательных опций. По трудовому договору в адвокатском образовании смогут работать не только адвокаты, но и лица без такого статуса, в том числе, специалисты в смежных областях. Таким работникам разрешат оказывать юридические услуги, например, составлять проекты документов, проводить оценку рисков инвестирования, но лишат права подписи правовых заключений от имени юрфирмы и права представлять интересы клиентов в судах.

 

Но зарубежные юридические фирмы все же обеспокоены. Так в начале декабря 32 фирмы, которые ведут деятельность в России, направили в Минюст консолидированные предложения по изменению проекта концепции рынка правовых услуг. По мнению зарубежных коллег, существующий вариант документа фактически вытесняет их с рынка. Иностранные юристы в своем обращении попросили разрешить зарубежным адвокатским образованиям выступать учредителями российских, а также работать как иностранные компании с юридически оформленным присутствием в РФ, сохраняя оригинальное наименование. Кроме этого, зарубежные юрфирмы хотят сохранить за собой возможность оказывать консультации по российскому праву и использовать различные организационно-правовые формы, включая некоммерческие. В Минюсте пообещали изучить замечания и проанализировать международную практику на этот счет.

 

Для международных юрфирм, несомненно, важна возможность вести в России деятельность в формах филиала или представительства. Подобный порядок нужен для защиты интересов клиентов, так как в ряде ситуаций возникает необходимость обратиться за помощью в головной офис или в филиал в другом государстве. Кроме того, на сохранении таких форм настаивают клиенты, поскольку хотят, чтобы за конкретными юристами, которые предоставляют им помощь, стояла глобальная фирма.

В связи с этим опасения международных компаний вызывает и положение проекта о необходимости исключить возможность иностранного контроля за деятельностью иностранных юристов в России. В этой теме много подводных камней. Даже наличие супруга или супруги с гражданством иностранного государства у адвоката можно теоретически квалифицировать как косвенный контроль.

Сейчас в концепции юристам не нравится многое, хотя тот вариант, который был представлен общественности, ещё не окончательный. Вместе с тем, предложенный проект пока закрывает рынок для мощных международных игроков, которые оказывают услуги уже на совершенно ином уровне, включая искусственный интеллект и новые технологии. Отдельный вопрос – принцип взаимности, на основании которого иностранные юрфирмы собираются допускать для работы в России. Регулирование профессии во многих странах разное, и будет трудно быстро установить все нюансы взаимности, а это может привести к ошибочным решениями и запретам.

 

У российских юристов вызывает непонимание целый ряд моментов в обсуждаемом документе. Смущает то, что концепция устанавливает возможность создавать коммерческие организации в адвокатских образованиях, исключая некоммерческий характер адвокатской деятельности. Хотя в сегодняшнем виде адвокатура по закону не является предпринимательством и не направлена на извлечение прибыли. Таким образом, законодателю при реализации положений концепции придется либо перестать назвать адвокатскую деятельность коммерческой и направленной на извлечение прибыли, либо признать, что появление коммерческих организаций в адвокатуре невозможно.

 

Не меньше вопросов возникает и при анализе того положения, которое дает возможность нанимать адвоката по трудовому договору. Сложности могут возникнуть при попытке ввести во взаимоотношения адвокатов механизм «работник-работодатель». Работник имеет право на определённое количество часов работы в неделю и заставить его трудиться сверхурочно по закону практически невозможно. К тому же, сотрудник имеет право на заранее запланированный отпуск и еще множество подобных гарантий. Таким образом, сложится ситуация, когда работающий по трудовому договору адвокат на законных основаниях не поедет ночью на обыск, задержание или допрос, или уйдет в отпуск, оставив своего доверителя без помощи.

Кроме того, в концепции точно не получится увидеть внятный расчёт достаточности адвокатского корпуса в расчёте на одного жителя России. Хотя это необходимо знать, чтобы обеспечить непрерывность и доступность правосудия при введении адвокатской монополии на гражданские дела. Ни студенты старших курсов юрфаков, ни преподаватели правовых дисциплин, ни правозащитники не смогут быть представителями граждан и юрлиц.

 

Основные «баталии» в будущем развернутся вокруг порядка перехода юристов в адвокаты. Но сначала документ должны обсудить в профильных ведомствах и проанализировать на уровне Правительства.

Ожидается, что уже в следующем году Кабмин одобрит финальный вариант Концепции. За последние два месяца документ обсудили на самых разных площадках: от правовых конференций до Совета Федерации. Звучали самые разные предложения, в том числе, замечания о редакционных недоработках и не совсем корректных формулировках в опубликованном проекте. Некоторые из них вряд ли будут восприняты адвокатским сообществом и Минюстом. В интересах государства и общества существенным шагом вперед стало бы скорейшее воплощение новелл Концепции. В то же время хочется надеяться, что российскому юррынку удастся избежать слишком поспешных изменений и будет возможно сохранить то хорошее, что имеется сейчас, включая элитную адвокатуру и присутствие крупнейших мировых игроков.

Комментарии (0)